Кризис уничтожит серых дилеров. Но у них есть шанс сохранить свой бизнес
дилерська мережа | Опубліковано - 2008-12-04 22:12:19 (6947 разів прочитано)
Расцвет “серого” автобизнеса в России пришелся на период пятилетней давности, когда в большинстве крупных российских городов еще не было достаточного количества авторизованных автосалонов. Тогда в региональных центрах на каждую автомобильную марку приходилось по три-пять, а то и более продавцов, которые в свою очередь скупали машины в столице и привозили их на периферию. Но это специфика России, с ее бескрайними просторами, куда просто не успели дойти "официалы". Несмотря на то, что крупные автопредприниматели давно постарались получить официальный статус, “серая” модель работы еще кое-где остается востребованной. Финансовый кризис “обесточит” региональный рынок: “серые” компании, не сумевшие найти столичных партнеров, обречены, считают в представительствах российских импортерских холдингов. В Украине несколько другая специфика. Но "серый" рынок также получил сильнейший "удар" от кризиса. Если официальные дилеры могут себе позволить фиксировать цены или выводить на рынок собственную финансовую компанию для кредитования клиентов, то "серые" дилеры в период "гонки за курсом доллара" попросту оказались вне конкуренции.
“Серые” дилеры удобны потребителям тем, что они работают под заказ, обладают соответствующими связями, соответственно, могут доставить практически любой автомобиль. Как рассказывает директор по развитию группы компаний Musa Motors Андрей Патин, такие компании работают в городах и по маркам, где не представлены официальные дилеры, или в условиях, когда официальный дилер не справляется с обеспечением спроса. Наиболее “популярными” для “серых” дилеров являются японские марки автомобилей и любые автомобили с огромного американского рынка. Существует также ниша продаж автомобилей, официально не представленных в Российской Федерации.
В последнее время число “серых” дилеров стремительно сокращалось, что обусловлено активным развитием авторизованных дилерских сетей в регионах. Большинство крупных игроков выбрало для себя в качестве стратегии развития либо строительство собственных автосалонов, либо создание СП. Субдилерство (право работать под столичной вывеской с соответствующими дилерскими гарантиями по личной договоренности, что обязательно оговаривается также с импортером) до последнего времени предоставляли лишь три компании: Musa Motors, Major Auto и ТЦ “Кунцево”. Однако такая модель все же остается не вполне комфортной для всех. Большинство импортеров такую стратегию не приветствует из-за невозможности полностью контролировать качество работы субдилеров. Для субдилера, пытающегося конкурировать на региональной площадке с авторизованными продавцами, такая модель бизнеса весьма затратна. Официальному же дилеру, наблюдающему рост продаж в регионе, не хочется упускать возможную прибыль, которую можно положить прямо себе в карман.
В настоящее время для независимых региональных автокомпаний варианта два: либо продаваться “официалу”, либо развиваться дальше самостоятельно, что в сегодняшних финансовых условиях вряд ли возможно. Столичные автодилеры уже поспешили воспользоваться ситуацией. Большинство из них по-прежнему заинтересованы в региональном развитии, однако кризис успел заморозить большинство их инвестиционных проектов. Мелкие региональные компании призваны стать буксирами для мультибрендовых автогигантов.
А что же в Украине? Уже сейчас многие салоны задумались над своим будущим. Простая торговля американскими машинами уже отходит на второй план. В период кризиса востребованы будут "бюджетные" авто, с которыми "серые" дилеры предпочитали не связываться, дабы не вступать в конкуренцию с "официалами"., да и маржа на них намного меньше. "Серые" салоны сейчас руструктуризируют бизнес. Одни начинают заниматься ВАЗами и "бюджетными" китайцами, другие уходят в недосягаемый Premium, готовясь к продажам 1-2 авто в месяц. Более активные начинают работать с глобальными посредниками, которые ищуь по всему миру "застоявшиеся" авто и оптом их выкупают. Сейчас практически в любой стране можно отыскать много авто на складах, которые готовы отдать с большим дисконтом. С каждым месяцем предложение растет, а клиентов, готовых покупать становится все меньше. Но в такой ситуации и появляются и самые невероятные цены. В США вообще начали устраивать распродажи. Вот такие авто, скорее всего и будут идти в Украину, поэтому очень скоро можно ждать глобального снижения цен по всем "серым" автомобилям.
Уже в ближайшие месяцы количество "серых" операторов в Украине значительно сократиться, а оставшиеся начнут объединяться, чтобы оперировать общей базой предложений. Вернется и система поставки авто "под заказ", когда дилеры минимизируют свои риски. В любом случае "серый" рынок в 2009 году будет уже другой и он сконцентрируется на более "бюджетном" сегменте. Многие экзотические марки вообще уйдут с рынка.
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.