«БАЛТМОТОРС», Калининград
Компания, собирающая скутеры, мотоциклы и ATV китайской компании Qingqi, уже третий год на мотоциклетном рынке России. На фоне «сдувшихся» программ выпуска мототехники мотозаводами «с именем» объем производства здесь не мал: за минувший год собрано и продано около 7000 штук.
Производство ведется на «ручном» конвейере, собирают до 70 единиц в день. Дилерская сеть охватывает полстраны, торгуют калининградскими скутерами около 100 предприятий-продавцов. Благодаря этому БМ по производству и реализации вышел на первое место на рынке России. Модельный ряд техники предприятия в 2006 году сохранит все три направления: скутеры, мотоциклы и ATV. Но ассортимент собираются расширить - чтобы уйти от моделей, аналогичных тем, что производят конкуренты. Ориентир - на копии ведущих японских производителей, в первую очередь - Yamaha.
Количество платформ (так называют базовые модели) станет меньше: исчезнет класс мотоциклов 125 см3, у новых кубатура будет не менее 200 см3. Останется один «большой» скутер (New Galaxy) вместо двух, как было в прошлом году. Акцент - на недорогие и простые «табуретки», по сути, копии популярного Yamaha Mint и «вариации на его тему». Их станут продавать под марками Smile, Mint, Style, Joy, JoyR, JoyS. Первые три модели самые простые и дешевые, с трансмиссией без вариатора - только центробежное сцепление. Модели Joy, JoyR и JoyS с «телескопами», дисковыми передними тормозами и 4- и 2-тактными вариаторными моторами. «Ударная» модель в группе скутеров - 125-кубовая Biwis, копия «ямаховского» бестселлера BW's. <>p Больше, чем в предыдущем году, в Калининграде собираются произвести мотоциклов. Собранные на одной 200-кубовой платформе, они будут различаться назначением (отсюда и внешностью) - стрит, чоп-пер, эндуро. Три модели ATV кубатур 80, 200 и 250 см3 - и для подростков, и для взрослых водителей.
«ИЖЕВСКИЕ МОТОЦИКЛЫ», Ижевск
За минувший год здесь собрали около 15 000 мотоциклов кубатуры «350». Это все старые знакомые «Планета-5», «Юпитер-5» и «Юнкер».
Экспорт, на котором держался завод, практически сошел на нет после вошедшего в силу запрета на эксплуатацию двухтактных моторов в Иране, вот-вот их запретят и в Монголии. Завод ищет замену экспортерам. Спасение предприятия - все тот же аутсорсинг. Уже испытывается «Планета» с китайским мотором, предприятие ищет партнера для поставки деталей под «отверточную» сборку мотоциклов, 4-колесников и скутеров. «Ижмото» остается единственным в России (да и в мире) изготовителем мотоциклов на шинах сверхнизкого давления: «Самсонов» здесь собирают второй год, их выпустили около сотни штук.
Двухместная машина оборудована мотором с водяным охлаждением от «Юпитера-5», в ее кузове можно перевозить до 100 кг груза.
УРАЛМОТО», ирбит
Объем производства здесь планируют на уровне прошлого года - чуть более 2000 мотоциклов. Численность рабочих на заводе сократилась до 1200 человек. В минувшем году большую часть мотоциклов экспортировали в США и страны Европы, причем объем экспорта возрос по сравнению с 2004 годом на 50 и 70% соответственно. (Показательно, что на ежегодное собрание дилеров на предприятие только из США прилетело 50 представителей партнерских компаний.)
Значительная партия мотоциклов отправлена на Кубу, а вот Ирак, в 2004 купивший более 1500 мотоциклов, больше заказов не сделал. В наступившем году заводчане возлагают надежды на заказ из Афганистана: в конце 2005 года в стране с успехом демонстрировались ирбитские мотоциклы. Предприятие производит 10 моделей, из них наибольшим спросом пользовались Sportsman и армейская Gear-Up с ведущим колесом коляски. Доля «одиночек» - «Волка», «Соло», «Соло-Классик» и «Ретро-Соло» не превышает в программе выпуска завода и пяти процентов.
Заметных изменений в конструкции оппозитов не произошло, давно обещанная 5-ступенчатая КП так и не появилась. Основное внимание специалисты уделяют повышению качества. И опять-таки возлагают надежды на аутсорсинг: комплектующие в Ирбит поставляют такие известные компании, как Paioli (переднюю вилку), Brembo (тормоза), Denso (генератор), Plaza (задние амортизаторы), Ducati (зажигание), валы и шестерни КП будут получать из Германии. Улучшена отделка мотоциклов (в том числе облагорожены седла-«лягушки»), все оригинальные запчасти отныне продаются только в фирменных упаковках - чтобы отсечь «левак».
Руководители ИМЗ считают, что наконец завод со своей продукцией уверенно занял свою нишу на мировом рынке: это «колясочники» для всей семьи и аппараты для экстремалов - любителей офф-роуда, путешественников, различных «чрезвычайных» служб. Имидж техники с брендом «Урал» держится на представлении, что это простые по конструкции и в обслуживании, в то же время надежные и очень выносливые русские мотоциклы.
Лишь около пяти процентов произведенных мотоциклов в минувшем году продано в России, из них больше всего «Волков» - аж 19 штук!
ЗАВОД ИМЕНИ ДЕГТЯРЕВА (ЗиД), Ковров
В лучшие годы на ЗиДе выпускали за год сотни тысяч мотоциклов, в 2006-м планируют собрать не более одной тысячи единиц. Большую часть - при партнерском содействии китайской компании Lifan.
По сравнению с минувшим годом, который ознаменовался реорганизацией (на 50-м году существования) СКВ мототехники и сокращением проектных работ по мототематике, в нынешнем намечается даже некоторое увеличение объема выпуска и номенклатуры моделей. Приоритет - малокубатурной технике с 4-тактными моторами. К успешно продававшемуся скутеру ЗиД-Lifan LF50QT-4 добавится более современная по «начинке» и дизайну модель LF50QT-15 (с телескопической вилкой и передним дисковым тормозом). В классе «больших» скутеров появилась модель LF150T-6 со 150-кубовым мотором и 13-дюймовыми колесами.
Для детей предназначены две модели ATV, одна - со скутерной трансмиссией и цепной передачей на ось задних колес, другая - с механической коробкой передач (она с задним ходом), автоматическим сцеплением и карданной передачей.
Аутсорсинг используют и здесь, в Коврове. По этому принципу в ходовые ковровских мокиков «Пилот» и «Актив» вставляют китайский мотор. Опыт удался, и его распространили на другие зидовские модели: трехколесный грузовой «Пилот», способный перевозить до 100 кг груза, и детский квадрик «Робинзон». У ATV «Тарпан» обновят трансмиссию: на смену устаревшему «муравьевскому» заднему мосту придет редуктор с понижающей передачей, задним ходом и блокировкой дифференциала. Обновят и резину: печально известные своей «дубовостью» ярославские шины заменят на китайские - они значительно легче и эластичнее. В планах на 2006 год выпустить и опытную партию из 100 единиц «ЗиД-Курьер» с 200-кубовым 4-тактным китайским двигателем и литыми колесами.
Новая продукция - два квадрацикла с 250- и 400-кубовыми двигателями. Их полностью собирают из китайских комплектующих. Они пока не сертифицированы, так что их появление следует ожидать во втором полугодии. Обе машины - утилитарного назначения, с достаточной светотехникой и обширными багажниками. 400-кубовая модель JS400 ATV полноприводная.
Определены перспективы выпуска дорожных мотоциклов ЗиД-Lifan с двигателями от 200 до 400 см3. Запуск их производства зависит от того, насколько успешно пойдут продажи остальной продукции.
В партии скутеров LF150T-6 в ходе заводских испытаний специалисты обнаружили дефект в подшипниках рулевой колонки, нестабильность работы задних амортизаторов. Причина - смежники укомплектовали подшипники «сырыми» деталями, а в амортизаторах недопустимый разброс характеристик. В итоге во всех 150 скутерах пришлось заменить дефектные комплектующие. Этот факт - свидетельство того, что на предприятии дорожат честью марки.
«С.МОТО», Санкт-Петербург ,br>
Компания продолжает понемногу осваивать производство 50-кубовой техники. В минувшем году на небольшом конвейере собирали две модели «Пегаса» (мопед и мокик) с индийскими двигателями Ancur с автоматическим центробежным сцеплением. Занимались и «отверточ-ной» сборкой скутеров модели LZX50QT (с 2- и 4-тактным моторами) китайской компании Zongshen. Общий объем производства не превысил 1000 единиц. Столько же планируют выпустить и в 2006 году. В новом году в сотрудничестве с одним из предприятий Индии питерцы наметили подготовить производство двух моделей мопедов Cityflex. От Zongshen, помимо обновленного 4-тактного скутера, поступят две скуте-ретты, одна из них весьма прогрессивной (по китайским меркам) конструкции с современным дизайном, дисковыми тормозами на обоих колесах. Разрабатывается договор с китайской компанией Lifan на поставку скутера LF50QT-15 (заметим, эту же модель будет продавать и ЗиД).
ТУТАЕВСКИИ МОТОРНЫЙ ЗАВОД (ТМЗ), Тутаев, и др.
Основной профиль предприятия - производство комплектующих к дизелям Ярославского моторного завода. И вот здесь расположился небольшой участок стапельной сборки мотоциклов.
Тутаевские квадрациклы «Рысь» - долгожители среди отечественных четырехколесников, они производятся с 1996 года. В минувшем году выпустили около 150 машин моделей «Рысь-2». Они с ижевским мотором водяного охлаждения, независимой 2-рычажной подвеской передних колес, многофункциональным задним мостом с двухступенчатой коробкой передач (с реверсным ходом) и блокируемым дифференциалом. Мост - с короткоходовой подвеской, на ижевских амортизаторах.
Причина долгожительства «Рысей» не в том, что они с какими-то выдающимися техническими характеристиками, а в том, что стоят недорого. Цена же обусловлена малой численностью задействованного в сборке персонала. И другое: здесь используют практически дармовые задние мосты, оставшиеся на складах еще с перестроечных времен. При существующих объемах производства этих узлов хватит еще на год. Дальнейшие же перспективы тутаевских квадриков туманны: или придется разработать новую модель, или поставить крест на мотопроизводстве.
Кстати, об ATV и прочих отечественных внедорожниках. В соседнем с Тутаевым Ярославле компания «Автодизель-Сервис» свернула производство сходных по конструкции ATV АВДИС - их в 2005-м выпустили 26 единиц. Производство просуществовало год. На Гаврило-Ямском машиностроительном заводе «Агат» (тоже неподалеку от Ярославля) разработан болотоход на базе выпускаемого мотоблока на шинах Бел-79, а также «мотособака» - гусеничный буксировщик по снегу. Еще одну модель снежного «четвероногого» под маркой «Райда» выпускают в Архангельске, в 2005 продали 800 штук.
«МОТОВЕЛО», Минск, Белоруссия
Дела здесь не налаживаются, несмотря на инициированную президентом Белоруссии смену руководства завода. В октябре-ноябре прошлого года произошел спад производства, он вызвал задержку зарплаты и последовавшую массовую забастовку. Подобных акций не случалось с момента возникновения предприятия.
За минувший год выпущено около 9 тысяч мотоциклов - это втрое меньше, чем три года назад. Тому есть внешние причины: экспортные рынки для продукции минчан сузились, остались, помимо России, Афганистан, Казахстан, Молдова и Украина (в последнюю поступали мотоциклы для пограничной службы). Основная причина невостребованности мотоциклов с изображением аиста на баке - повсеместный запрет эксплуатации 2-тактных двигателей. На 2-тактниках еще не поставили крест и даже пытаются их усовершенствовать - испытываются три опытных образца с увеличенной до 150 см3 кубатурой. Но вряд ли это что-то изменит. Выход - пресловутый аутсорсинг в партнерстве с Китаем. «Мотовело» в этом отношении получило фору: здешние разработчики первыми из всех заводов СНГ вживили китайский 4-тактник. За год их собрали менее одной тысячи.
Изготовленные в 2005 году несколько сот мотовелосипедов ММВЗ-1.102 стали раритетами - завод прекратил их выпуск. Виной тому отчасти стали конструкторские просчеты (двигатель мог запустить лишь взрослый человек, и то с трудом), отчасти отказы техники - как результат неудовлетворительного качества изготовления.
Спортивные машины для мотобола и кросса хотя включались в производственную программу завода, но дальше опытных образцов дело не пошло. Изготовлена партия специальных машин по заказу Министерства лесного хозяйства республики. Новая разработка лишь одна - мокик ММВЗ-2.154 с китайским 4-тактным двигателем. Особенности новинки - электростартер, пружинный моноамортизатор с гидравликой в задней подвеске, необычный дизайн и малый расход топлива (два литра на «сотню»). Завод выложился и провел подготовку производства новинки, в течение года должны выпустить 4000 мокиков, а всего мототехники - порядка 10 000 единиц. Около половины их предполагают продать в России.
КИЕВСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (КМЗ), Киев, Украина
Удивительно, но, несмотря на отсутствие продукции на рынке, КМЗ не умер. За год здесь сделали чуть меньше 1000 «Днепров». Смогли бы и больше (а планировали полторы тысячи), но предприятие собирались срочно приватизировать и вывести за городскую черту, и завод несколько месяцев не работал.
В его модельной программе как мотоциклы-«одиночки», так и «колясочные». Их львиная доля экспортируется в Европу.
"РАКЕТА". Днепропетровск. Украина
Предприятие увеличивает количество собираемой продукции, а также расширяло ассортимент. Основные модели - скутеры "Futong", которые завоевали в Украине популярность, а также 233-кубовые дорожные мотоциклы. Летом 2002 года на рынок Украины поступила первая партия мототехники, представленная 12 моделями с объемом двигателя от 50 до 250 см3.
Сейчас производитм 14 моделей мотоциклов и скутеров, ориентированных как на молодежь, так и для мотоциклистов со стажем". Для любителей активного отдыха предлагается две модели квадроциклов (ATV), предназначенных для езды по бездорожью.
О том, как продавались мотоциклы и скутера в Украине читайте в бюллетенях AUTO-Consulting (заказать можно по E-mail: [email protected] )
Инф. по материалам журнала "Мото".
Другие новости по моторынку
|