Рано или поздно беспилотный автомобиль окажется в такой ситуации, что ему придется наехать на пешехода.. А если пешеходов несколько и они разного возраста, а если есть выбор травмировать двух или пять пешеходов? Эти вопросы оказались очень сложными, чтобы алгоритм прописали сами разработчики. В 2014 году ученые из лаборатории MIT Media Lab начали эксперимент под названием Moral Machine (Нравственная машина). Идея заключалась в том, чтобы создать онлайн-платформу, подобную игровой, которая собрала мнения людей о том, как беспилотные автомобили должны определять, кого именно спасать в различных вариациях «дилеммы вагонетки». Предполагалось, что это исследование позволит лучше понять коллективные этические приоритеты различных культур, - пишет Imena.ua |
Исследователи не прогнозировали, что эксперимент станет вирусным. Но через четыре года после старта миллионы людей в 233 странах и территориях оставили 40000000 ответов, сделало это исследование одним из крупнейших среди тех, кто выполнялись в глобальном масштабе.
Новый материал, опубликованный в журнале Nature, представляет анализ этих данных и показывает, насколько межкультурная этика различается в зависимости от культуры, экономики и географического расположения страны.
Что должен сделать беспилотный автомобиль?
,br>
Ученые обнаружили, что мысли в разных странах сильно отличаются между собой, а еще они также мощно коррелируют с культурой и экономикой. Например, участники опроса с коллективистских культур, таких как Китай и Япония, менее склонны спасать молодых людей вместо старых - возможно по той причине, считают исследователи, в тех странах старым уделяется чрезвычайно большое уважение.
Так же, участники исследования из бедных стран с менее устоявшимися правовыми нормами более толерантны к пешеходам-нарушителям в противовес тем пешеходам, соблюдают правила ПДД. В свою очередь участники исследования из стран с высоким уровнем экономического неравенства продемонстрировали большой разрыв в отношении лиц с высоким и низким социальным статусом.
Кроме того, исследователи выяснили, что численность людей, которые могут пострадать от ДТП, не всегда была преобладающим фактором в выборе того, какую группу надо спасать. Результаты показали, что респонденты с индивидуалистических культур, таких как Великобритания и США, уделяли больше внимания сохранению большего количества жизней, но учитывали и все остальные варианты - возможно, по мнению авторов, в силу того, что в этих странах больше распространена антропоцентрична культура.
Исследование имеет интересные последствия для стран, которые сейчас испытывают беспилотные автомобили, поскольку собраны мнения могут сыграть определенную роль в создании конструкции и законодательных норм для таких транспортных средств. Автопроизводители, например, могут обнаружить, что китайские потребители предпочитают самоходным автомобилям, в которых более приоритетным является защита пассажиров над пешеходами.
Результаты опроса, по словам его авторов, должны использоваться представителями индустрии и органов власти как основа для понимания того, как общественность будет реагировать на этику различных конструкторских и регуляторных решений. Увад надеется, что результаты исследования также помогут технологам более глубоко задуматься об этике искусственного интеллекта (AI) за пределами беспилотных машин. |