Падение курса гривны и, соответственно, резкий рост гривневых цен на автомобили (при, в лучшем случае, той же зарплате) заставили многих потенциальных покупателей надолго отложить мечту о новом авто. И повернули их взгляды к рынку б/у. По данным AUTO-Consulting, он в 2015-м оживился и сделок на нем происходит примерно в 10 раз больше, чем на рынке новых авто и в полтора раза больше, чем в прошлом году. И, вероятно, происходило бы еще больше, если бы подержанные автомобили стали дешевле.
Верховная Рада готовит снижение налогов на импорт бу автомобилей в 14-28 раз! Инфографика
Комитет Верховной Рады поддержал законопроект №3251 о снижении акцизов на бу автомобили
Готов ли украинский авторынок к восстановлению. Мнения операторов
Однако, эксперты склонны считать, что снижение акцизов на импорт б/у авто имеет немало подводных камней.
Напомним, что по законопроекту №3251 предлагается значительно снизить импортные акцизы на 2 года. На массовые автомобили, снижение акцизов может (в зависимости от объема двигателя) достигать 28 раз!
Официальный белый рынок исчезнет
Как сообщил AUTO-Consulting директор по маркетингу Группы компаний «АИС» Сергей Боровик, данный закон убьет официальный белый рынок. Его емкость будет стремиться к нулю.
Причины: сегодня в цене каждого нового автомобиля до 40% стоимости - это различные государственные налоги и сборы, основные из которых НДС, пошлина и импортный сбор, акциз.
Сегодня в цене б/у автомобиля, который импортируется, всего до 20% стоимости - это различные государственные налоги и сборы. Значительная часть этой суммы – это акциз. Таким образом, на сегодня рынок новых авто уступает в цене сегменту б/у импорта, потому что на лицо неравная налоговая нагрузка. Если снизить до минимума акцизы на б/у импорт, данный сегмент будет платить в бюджет всего 5%-10% от рыночной стоимости автомобиля. Когда в цене нового авто будет сидеть 40% налогов, а в цене б/у всего 5% - не трудно спрогнозировать что покупатель предпочтет заплатить на треть меньше и купит б/у импорт. Более того, под б/у импорт начнут маскировать и новые авто, чтобы уйти от уплаты налогов. По сути, это будет узаконенная контрабанда и убийство официального рынка.
Откуда берутся такие цифры налогов в б/у сегменте? Господин Боровик утверждает, что есть масса способов в разы занизить таможенную стоимость импортируемого б/у автомобиля. Не забываем также о коррупционной составляющей. Таким образом, размер уплаченного НДС и пошлины на б/у мизерный. Основная сумма платежей по б/у на сегодня – это именно акциз.
В пресс-службе Корпорации «УкрАвто» AUTO-Consulting сообщили, что в случает снижения акцизного сбора на импорт подержанных легковых автомобилей, территорию Украины заполнит автомобильный металлолом со всей Европы. Импорт новых автомобилей и национальное производство полностью остановятся.
Импорт бу автомобилей обрушит курс гривны
Вначале небольшой эпизод из истории соседнего автомобильного рынка – белорусского. С 1 января 2010 г. в Беларуси в связи со вступлением в Таможенный Союз были резко увеличены (унифицированы с российскими) ставки пошлин на импорт автомобилей для юридических лиц. При этом для физических лиц был установлен льготный переходный период сроком на полтора года – до 1 июля 2011 г. пошлины для них не увеличивались.
По мере приближения этой даты ввоз автомобилей из Европы физическими лицами возрастал лавинообразно. При обычном объеме импорта порядка 100 тыс. подержанных иномарок в год только за первое полугодие 2011 г. было ввезено около 200 тыс. автомобилей. В последние месяцы импорт фактически был ограничен лишь пропускной способностью таможни и служб регистрации автомобилей. В течение шести месяцев 2011 г. на импорт подержанных автомобилей граждане Беларуси вывезли из страны порядка 2 млрд. долларов. Для этого физические лица конвертировали в валюту свои рублевые сбережения, снимали банковские вклады в рублях и в валюте, брали рублевые кредиты и также конвертировали в валюту.
Уже в марте 2011 г. курс белорусского рубля рухнул. Ситуацию удалось стабилизировать лишь в сентябре, но за это время официальный курс доллара вырос с 3 тыс. до 9 тыс. белорусских рублей – втрое. Такой пример приводят аналилитики международного холдинга "Атлан-М".
Там считают, что в Украине последствия окажутся намного хуже. Суммарный объем вывоза валюты можно оценить как минимум в 7-8 млрд. долларов.
Для сравнения, на 1.12.2015 все валютные банковские депозиты населения в Украине составляют около 9 млрд. долл. Депозиты в гривне в пересчете на валюту – еще около 7,5 млрд. долл. Отток существенной части этих депозитов окончательно обрушит ресурсную базу банков и приведет к неконтролируемому курсу гривны.
Ограничения по экологии не сработают
По мнению Сергея Боровика, есть и еще одна проблема – сегодня при б/у импорте не работает система контроля соблюдений требований Евро! Так, при действующем Евро-4 в страну попадают тысячи автомобилей Евро-3 и ниже. А с 01.01.2016 г. вводится в действие Евро-5! По логике при этом законе в страну должны попадать только автомобили 2009 г.в. и моложе. Но если ничего из действующих процедур не изменится, Украина продолжит оставаться свалкой старого авто металлолома.
Кабмин поддержал введение техосмотра с 2019 года
Украина вводит спецпошлины на автомобили из России. Ставки
Украина вводит спецпошлины 12,2% на автомобили UZ-Daewoo
Какие авто попадут в Украину
Также хочется развеять миф о дешевом б/у в Европе. Автомобили возрастом 2..3..5 лет в ЕС стоят или также или даже дороже, чем в Украине (достаточно ознакомиться с объявлениями на крупнейших немецких интернет-площадках). Везти их в Украину выгодно только в том случае, если при импорте уклоняться от налогов или если они имеют криминальное или проблемное прошлое (например, «утопленники», побывали в ДТП и т.п.).
Массовый импорт автомобилей старше 5-ти лет можно рассматривать как угрозу национальной безопасности, как потенциально неэкологичный и небезопасный транспорт, - считают автомобильные операторы. Собственно в развитых странах ЕС так именно и смотрят на старые автомобили, поэтому там космические суммы экологических налогов и сборов со старого транспорта. Это и является причиной его дешевизны. Его выгоднее продать за «три копейки», чем платить огромные суммы налогов. Если эту политику применить в Украине, такой транспорт и у нас в разы подорожает и его импорт в разы сократится.
Мнение: либерализация рынка б-у авто обанкротит 30 автоимпортеров и всех украинских автопроизводителей
Так есть ли повод для оптимизма?
Глава представительства «Пежо Ситроен Украина» Лоик Сибрак сообщил AUTO-Consulting, что украинский рынок новых автомобилей переживает едва ли не наиболее сложный период в своей истории, демонстрируя падение четвертый год подряд. И в будущем особых успехов не предвидится. Так, его прогноз рынка на 2016 год – 55 тыс. штук.
В таких условиях, по мнению мсье Сибрака, принятие законопроекта №3251 несет серьезные риски для рынка новых автомобилей, ведь в этом случае многие покупатели могут переключиться на покупку подержанных авто.
Главным условием восстановления рынка новых авто является существенное укрепление экономики. Однако предпосылок для значительного экономического роста в ближайшее время, к сожалению, нет, считает Лоик Сибрак.
Кроме того, считают в «УкрАвто», сегодня техосмотр легковых автомобилей не производится и по дорогам ездит большое количество технически неисправной техники. Открытие рынка для подержанных авто без технического контроля, приведет к значительному повышению аварийности на дорогах. А уменьшение импорта новых автомобилей и остановка национального производства приведут к существенным потерям бюджета и сокращению рабочих мест.
Есть и еще один неприятный момент, о котором на своей страничке в Facebook написал Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко. По его мнению, надежды на то, что после снижения акцизного сбора на подержанные авто, каждый сможет пригнать из Европы недорогой автомобиль, вряд ли оправдаются. Олег Назаренко считает, что законопроект 3251 лоббируют депутаты, которые занимаются серыми поставками автомобилей. Это их бизнес, и они туда никого не пустят. А после отмены акцизов усложнят сертификацию и другие процедуры ввоза подержанных авто.
Кто и зачем лоббирует снижение акцизов на бу автомобили
То есть – велика вероятность, что импорт подержанных иномарок монополизируют крупные «серые» компании. И, естественно, будут на этой монополии зарабатывать. И основная торговля автомобилями переместится из автосалонов на комиссионные площадки.
|