Поставлять трамваи в Киев уже изъявила желание польская фирма Pesa. К тому же у поляков есть одно преимущество. Они не только продадут городу свои вагоны, но и приведут финансирование этой сделки. Мэр Киева Виталий Кличко подписал с председателем польской компании PESA Томашем Забоклицким меморандум о сотрудничестве, согласно которому Киев планирует купить 50 трамваев. Кроме того, фирма PESA планирует создать в Киеве сервисную станцию по их ремонту. Для осуществления сделки Киев планирует получить льготный кредит от правительства Польши на 10 млн. евро, а затем еще 100 млн. евро на развитие инфраструктуры.
Казалось, контракт у поляков уже в кармане, но тут настало время возмущаться украинским производителям.
Украинские производители трамваев Татра-Юг, львовский "Электрон" и Киевский завод электротранспорта останутся без заказов, а соответственно и без рабочих мест. Конечно, можно списать все на отсутствие финансов у Киева, а польский контракт кредитуют. Только от этой сделки рабочих мест в Киеве так и не прибавится, да еще и мы вынуждены будем оплачивать кредит. Получится замкнутый круг. Вместо того, чтобы дать импульс собственной промышленности, Киев будет финансировать польские заводы.
В Кабмине тоже выделили средства в размере 100 млн. гривен только под закупку трамвайных вагонов у отечественных производителей. Согласно постановлению КМУ, Киеву предполагается выделить 49,4 млн гривен, Львову - 41,7 млн гривен, Мариуполю с Одессе - по 4,5 млн гривен. "Данные средства предполагается выделить в виде субвенции из госбюджета городским бюджетам", - говорится в документе. Кроме того, как сообщается, степень локализации производства трамваев в Украине должна составлять не менее 65%.
Городским властям ничего не оставалось как провести тендер на закупку первых 7 вагонов, в котором победил львовский "Электронмаш". Завод должен изготовить для столицы пятисекционные трамваи T5B64 Электрон длиной более 30 метров для колеи шириной 1524 мм. Это однопространственные вагоны со 100% низким уровнем пола и большой пассажировместимостью - каждый из них рассчитан на 287 человек. Трамваи оснащены системой вентиляции, отопления и кондиционирования и приспособлены для перевозки пассажиров с инвалидностью. Казалось, что контракт уже в кармане у львовян, но и в этом случае нашлись несогласные.
Одесская "Татра-ЮГ", которая в последние годы поставляла Киеву трамваи оспорила результаты тендера в Антимонопольном Комитете. Однако, в активе "Татра-ЮГ" еще не было трамваев со 100% низким полом. Но в одесситы представили эскизы новой своей разработки, которую и хотят продвигать на киевский тендер.
Свои виды на киевский рынок имеет и ЛАЗ, ранее пытавшийся создать СП с французским производителем трамваев. Есть намерения участвовать и у белорусско-швейцарского СП.
Пока даже трудно спрогнозировать, кому же достанутся основные поставки. Киеву реально не хватает 300 единиц общественного транспорта. В основном это трамваи, - считают в КГГА. По мнению AUTO-Consulting, лучшие шансы у польской Pesa, ведь она не только готова привезти трамваи на тест-драйв, но и собирается организовать в Киеве свой сервис, а возможно и сборку вагонов. К тому же поляки приходят со своими кредитными деньгами.
Но льготный кредит - это хорошо, и подобных условий не предлагает никто. Важно, чтобы этот проект оставил для города не только многолетние кредитные обязательства и польские трамваи, но и позволил городу самому стать производителем современной техники для остальных городов Украины. Или хотя бы дал рабочие места другим украинским предприятиям. В этом случае такая сделка имеет смысл, но в интервью Польскому радио в Pesa не слишком развивали производственную тему. Да и производство, если таковое и будет, может свестись к сборке после транспортировки из Польши на сервисной станции.
Киеву важно прописать инвестиционные условия для любого производителя, со сроками и степенью локализации производства, чтобы стимулировать открыть здесь завод. В этом случае такая сделка будет выгодна Украине и Киеву, а те же поляки получат доступ к емкому рынку в качестве уже украинского производителя. Но смогут ли на Крещатике составить грамотно инвестобязательства и проконтролировать их выполнения? Пока всё говорит о прагматичном подходе города к трамвайному вопросу. Будем надеяться, что все получится.
А открытый и прозрачный тендер между производителями - это всегда хорошо. Главное, чтобы он не превратился в фикцию, где все уже решено.
Как Киев уже однажды упустил шанс стать главным производителем троллейбусов в СССР
|