Гибридная революция докатилась и до Украины
Если в 2009 году, когда Lexus впервые решился официально продавать гибридный RX450h в Украине, покупатели таких авто буквально можно было сосчитать на пальцах одной руки. То за последние годы гибридные авто появились в модельном ряду у многих производителей. К примеру, у Lexus в Украине гибридный модельный ряд представлен следующими моделями: кроссовер Lexus RX 450h, седаны Lexus GS450h и Lexus LS 600h L, а также первый в мире полногибридный компактный автомобиль класса «люкс» – Lexus CT 200h.
Но и это не предел. Как сообщил глава компании «Тойота Украина», в ближайшее время в Украине будет представлено еще две гибридные модели Lexus.
Революцию обещают и дилеры Toyota, которые поставят для украинского МВД более 1000 единиц Prius.
В мире сбыт гибридных авто также растет. Только за первое полугодие 2013 года Toyota и Lexus уже реализовали 700 тыс. таких авто, а за 2012 год этот показатель составил 1,2 млн. штук.
Если в первые годы выхода на рынок, покупатели испытывали недоверие к новым технологиям, то опыт эксплуатации миллионов авто в разных климатических условиях доказал – гибридная технология Toyota-Lexus не только надежна, но и обладает целым рядом преимуществ. Прежде всего – это снижение расхода топлива и вредных выбросов. А сами автомобили с гибридным приводом не только не уступают в динамике бензиновым аналогам, но и уже превосходят их.
В Украине гибридные авто сначала также покупали очень осторожно. Но уже сейчас доля таких авто у некоторых моделей Lexus приближается к 20%. А с появлением еще двух новых моделей в «линейке», гибридов на дороге станет явно больше.
Матчасть
Родоначальником гибридной технологии является Toyota, которая в 1997 году представила первое поколение Prius. Уникальность последовательно-параллельной архитектуры трансмиссии, способный эксплуатироваться как отдельно в бензиновом или электрическом режиме, так и в их комбинации – стала залогом успеха. С той поры в мире продано уже более 5 млн. автомобилей с подобной технологией и Toyota\Lexus здесь нет.
В отличие от любой существующей неполной гибридной установки, последовательно-параллельная архитектура Lexus Hybrid Drive постоянно обеспечивает рабочие характеристики наравне с обычными силовыми установками значительно большего объема, в то же время обеспечивая потребление топлива и уровень выброса CO2, обычно присущие двигателям с намного меньшим объемом.
При движении полногибридная система привода Lexus работает в нескольких режимах для максимального повышения общей эффективности автомобиля. В состоянии покоя двигатель автоматически останавливается для экономии топлива. В условиях эксплуатации при низкой мощности двигателя, таких как запуск или малый и средний диапазон скоростей, автомобиль приводится в движение только с помощью электродвигателя, исключая таким образом выхлопы CO2. В стандартных условиях эксплуатации мощность постоянно распределяется между бензиновым и электрическим двигателями, чтобы сочетать оптимальные рабочие характеристики с максимальной экономией топлива. Уровень заряда аккумулятора постоянно пополняется посредством генератора с приводом от двигателя во избежание любой потребности в подзарядке системы от внешнего источника.
Воплощенный в системах Lexus Hybrid Drive нового поколения подключаемый режим хода EV (Electric Vehicle) позволяет обеспечить постоянный привод автомобиля только за счет мощности электродвигателя. Этот режим, недоступный водителям неполных гибридных автомобилей, позволяет проезжать с отключенным бензиновым двигателем расстояние до 3 км (это значительная дистанция в городских условиях).
В дополнение к заметному сокращению общего потребления топлива, а также нулевым выбросам CO2 и NOx режим хода EV обеспечивает практически бесшумное движение автомобиля.
Но и это еще не все. Продолжая совершенствовать и дорабатывать полногибридную систему Lexus Hybrid Drive, Lexus постоянно модернизирует технологию для увеличения продолжительности режима движения EV, а также работает над использованием потенциала полного гибридного привода для таких разработок, как Plug-in Hybrid (гибридный автомобиль с возможностью подзарядки батарей от внешнего источника электроэнергии).
На практике
Но если теоретические преимущества гибридного привода – очевидны. То как он показывает себя в реальных условиях эксплуатации? Вот это и предстояло узнать в ходе Lexus Hybrid Drive.
Вначале экипажам предложили проехать три участка (город, трасса, эконом) на бензиновых Lexus GS350 и RX350. В конце каждого участка показания расхода топлива фиксировались. К примеру, наш экипаж на Lexus GS350 в городе «привез» 17,9 л\100 км, на трассе – 10 л\100 км, а на участке эконом-ралли – 9,8 л\100 км.
На следующем кругу тот же самый маршрут проходим уже на гибридном Lexus GS450h в том же самом режиме вождения, только показатели расхода топлива отличаются. Так, городской режим обошелся в 8,8 л\100 км, трасса – 7,7 л\100 км, а участок максимальной экономии преодолели с расходом 5,9 л\100 км. Разница с бензиновым Lexus GS350 – впечатляющая.
К слову, рекорд эко-участка – расход 4,7 л\100 км показал экипаж на Lexus RX450h.
Конечно, в обычных режимах такие рекорды не поставишь, но в городе, особенно в пробках, преимущества гибридных Lexus – очевидны.
Чтобы окончательно развеять все сомнения, менеджеры Lexus провели еще и тренинг, на котором сообщили, что стоимость техобслуживания бензиновых и гибридных Lexus не отличается, а срок службы батареи даже в наших условиях совпадает со сроком службы всего автомобиля.
Наиболее часто задаваемые вопросы по гибридным авто
В чем отличие между автомобилями с гибридным приводом Lexus и их бензиновыми аналогами?
Все модели автомобилей с гибридным приводом Lexus укомплектованы чрезвычайно плавной в работе гибридной трансмиссией. Кроме того, для гибридных моделей предусмотрен самый совершенный в мире блок управления двигателями.
Кроссовер RX 350 укомплектован системой полного привода с активной регулировкой вращательного момента, а гибридная модель RX 450h имеет сверхсовременную электрическую систему полного привода E-FOUR (за счет переднего и заднего электродвигателей).
Седан LS 460 имеет две модификации – заднеприводную и полноприводную (LS 460 AWD). Гибридная модель LS 600h укомплектована новейшей системой полного привода.
Поскольку автомобили Lexus с гибридным приводом являются самыми совершенными в своем сегменте, для них предусмотрена более богатая комплектация.
Надежен ли гибридный привод Lexus?
Автомобили, приводящиеся в движение гибридным приводом Lexus, чрезвычайно надежны. Испытания, выполненные независимыми экспертными организациями, продемонстрировали, что модели Lexus с гибридным приводом настолько же надежны, как и автомобили c бензиновыми и дизельными двигателями. Надежность обеспечивают прочность и долговечность элементов конструкции. Например, электромоторы и генераторы гибридного автомобиля абсолютно не нуждаются в техническом обслуживании, а шести- или восьмицилиндровые v-образные бензиновые двигатели, входящие в состав гибридного привода Lexus, обычно функционируют в оптимальном режиме, что позитивным образом отражается на длительности их эксплуатации.
Необходимо ли заряжать аккумуляторную батарею автомобиля с гибридным приводом Lexus от внешнего источника тока?
Нет. Модели RX 450h, GS 450h и LS 600h никогда не нужно подсоединять к электросети, поскольку в гибридном приводе Lexus малогабаритная аккумуляторная батарея автоматически заряжается во время рекуперативного торможения или с помощью электродвигателей, действующих в качестве генераторов во время постоянного движения на высоких скоростях.
На какое время хватает заряда гибридной аккумуляторной батареи?
В нормальном режиме движения аккумуляторная батарея всегда должна держать достаточный заряд. Она может разрядиться до минимального уровня во время движения лишь в том случае, если автомобиль в течение длительного времени будет двигаться исключительно на электрической тяге.
Уровень заряда аккумуляторной батареи постоянно контролируется бортовой системой, которая следит за тем, чтобы она не разряжалась и не заряжалась сверх меры. Система высчитывает совокупный уровень разряда аккумуляторной батареи во время работы электромоторов и автоматически возобновляет заряд батареи с помощью рекуперативного торможения либо путем превращения избыточной кинетической энергии двигателя в электричество, которое подается к аккумулятору. Таким образом, гибридный привод Lexus поддерживает заряд аккумуляторной батареи на относительно постоянном уровне.
Гарантия производителя на компоненты гибридной системы составляет 5 лет, или 100000 км пробега.
Что происходит во время рекуперативного торможения?
Гибридный привод Lexus имеет функцию рекуперативного торможения. При нажатии педали тормоза или при уменьшении скорости выработанная кинетическая энергия поглощается и превращается в электричество (на обычных автомобилях такая энергия пропадает зря, превращаясь в тепловую). Во время рекуперативного торможения электромотор действует в качестве вспомогательного генератора, превращающего кинетическую энергию в электрическую. Электрическая энергия поступает к высоковольтной аккумуляторной батарее, где хранится для последующего использования. Рекуперация кинетической энергии, которая в другом случае пропала бы зря, превратившись в тепло, позволяет экономить до 1 л бензина на каждых 100 км.
Как действует гибридный привод Lexus при разных режимах хода?
Езда за рулем автомобиля с гибридным поводом Lexus преисполнена чрезвычайных впечатлений. При старте блок управления двигателями в придачу к бензиновому задействует электрические двигатели, благодаря чему автомобиль очень быстро ускоряется. Кроме того, он контролирует эффективность генерирования, хранения и потребления электрической энергии.
Во время движения с постоянной скоростью генератор часто превращает избыточную энергию двигателя в электричество, которое передается для хранения в аккумуляторную батарею. В других случаях (например, при торможении) аккумулятор тоже заряжается благодаря превращению кинетической энергии в электричество.
Во время движения на малых скоростях, например, в городском цикле, тяговую функцию выполняют лишь электродвигатели. Движение на электротяге почти бесшумно, нет отработанных газов, а значит, воздух остается чистым. Все эти процессы происходят в автоматическом режиме, поэтому бензиновый двигатель задействуется или выключается практически незаметно.
Какая максимальная скорость, до которой гибридный автомобиль может разогнаться на электротяге, прежде чем будет задействован бензиновый двигатель?
Это зависит от разных факторов, включая температуру гибридной системы (при низкой температуре для разогрева масла и систем охлаждения задействуется бензиновый двигатель), уровень заряда аккумуляторной батареи, общие условия движения и загрузки автомобиля. При условиях умеренного ускорения с хорошо заряженным аккумулятором автомобили с гибридным приводом Lexus способны разгоняться на электротяге до скорости около 40 км/час.
Может ли водитель самостоятельно выбирать тяговый двигатель?
Lexus Hybrid Drive позволяет водителю при благоприятных условиях на ограниченное время активировать режим движения «электромобиль».
Каким образом и когда гибридный привод Lexus изменяет тяговый бензиновый двигатель на электрический?
Поскольку элементы системы гибридного привода Lexus действуют на удивление плавно и тихо, сложно заметить момент, когда тяговая функция передается от бензинового двигателя к электромоторам и наоборот. Однако на дисплее в салоне отображается смена режимов.
С увеличением скорости блок управления двигателями отдает команду задействовать бензиновый двигатель, который повышает мощность системы. Во время движения с постоянной скоростью тяговую функцию обычно выполняет лишь бензиновый двигатель. Как только возникает потребность быстро ускориться, блок управления двигателями дополнительно к бензиновому задействует электрические двигатели, которые в тандеме обеспечивают чрезвычайно быстрое ускорение.
Можно ли оставить свой автомобиль с гибридным приводом Lexus на длительный срок, например, на время отпуска, без надобности заряжать аккумуляторную батарею?
Можно. В случае длительного простроя возможен разряд вспомогательной батареи (12 В). В таком случае автомобиль можно завести «прикурив» систему 12 В от любого другого автомобиля. Что же касается высоковольтной батареи, то после выключения зажигания она «изолируется» в своем корпусе и не разряжается в процессе стоянки автомобиля.
Инф. AUTO-Consulting
Подробнее о Lexus в Украине
|