О дефиците полупроводниковых микрочипов (далее - чипов) говорят с начала нынешнего года. Но корни этой проблемы начались еще в 2020-м. И связана она не только с резко возросшим спросом на чипы в 2020 году, когда во время пандемии потребители начали активно покупать домашние гаджеты.
Усугубило ситуацию то, что во время первой волны COVID-19, в 2020 году из-за карантина были временно остановлены многие предприятия по выпуску чипов. Но и это далеко не все.
В октябре 2020-го произошел пожар на заводе Asahi Kasei Microdevices (AKM) в Нобеоке в префектуре Миядзаки в Японии. Производство до сих пор не вернулось к прежним объемам.
В феврале 2021 года в префектуре Фукусима в Японии произошло землетрясение и на несколько дней остановился завод Renesas Naka.
В феврале 2021 на Остин, штат Техас, обрушилась сильная метель. В результате, из-за повреждений техники примерно на месяц закрылись заводы Samsung Electronics, NXP Technologies и Infineon Technologies. Производство здесь сможет вернуться к плановым объемам только к июню.
В феврале 2021 года сильная засуха поразила Тайвань, и у местных производителей полупроводников (в частности, TSMC) возник дефицит воды, необходимой для продолжения выпуска чипов.
В марте 2021 года на заводе Renesas в Нака вспыхнул пожар, из-за которого он был закрыт во второй раз после землетрясения, произошедшего в феврале. На этот раз в Renesas заявили, что производство полупроводников, вероятно, возобновится только через месяц.
Из-за дефицита чипов Nissan не выпустит 500 000 автомобилей в этом году
Из-за дефицита полупроводников Honda на неделю остановит 5 заводов
Кто пострадал
От возникшего в результате всех вышеперечисленных событий дефицита чипов, в большей или меньшей мере пострадали практически все автопроизводители во всем мире. Приведем лишь некоторые примеры.
GM заявила, что из-за текущего дефицита ей пришлось продлить ранее объявленные остановки на некоторых заводах в Северной Америке. Речь идет о предприятиях GM в Сан-Луис-Потоси в Мексике, а также о простое завода в Граватаи в Бразилии в апреле и мае.
В Ford объявили о временном прекращении на пять недель производства Focus на заводе в Саарлуисе в Германии. Производство в Валенсии, Испания, также пострадало от нехватки полупроводников. Это повлияет на выпуск моделей Kuga, Mondeo. Также сокращено производство Transit Connect в Валенсии, как для Европы, так и для Северной Америки. Сборка на заводе Ford в Кельне на котором делают популярную Fiesta, также была временно прервана. Простаивал румынский завод Ford в Крайове, где делают EcoSport и Puma. Кроме того, в Ford предупредили, что нехватка чипов может сократить мировое производство автомобилей компании во втором квартале вдвое, что обойдётся примерно в $2,5 млрд.
В апреле Volvo Group заявила, что продолжающаяся нехватка полупроводников для автомобильной промышленности приведет к остановке производства грузовых автомобилей во втором квартале этого года. Закрытие, которое, по оценкам, продлится от двух до четырех недель, в зависимости от производственной площадки, затронет не только Европу, но и другие регионы мира.
В Mercedes-Benz также были простои производства, которые обещали наверстать в течение года. Но после этого компания Daimler объявила, что у 18 500 сотрудников будут сокращены часы работы. А на предприятиях в Раштатте и Бремене в Германии было остановлено производство.
В Jaguar Land Rover временно закрыли предприятия в Касл Бромвич и Хейлвуд в Великобритании.
Renault частично остановила три из своих четырех автомобильных заводов в Испании. Теперь заводы будут переведены на длительный период частичного простоя до конца сентября этого года, с увольнением до 9000 рабочих.
Из-за пандемии и дефицита чипов рекордные убытки в $1,38 млрд. за прошлый год понес Nissan и уже сообщил, что выпустит на 500 тыс. автомобилей меньше, чем планировал.
В марте генеральный директор Volkswagen AG Герберт Дисс заявил, что концерн не смог построить 100000 автомобилей из-за дефицита чипов. Он также добавил, что Группа не сможет восполнить этот дефицит в 2021 году.
BMW приостановила на несколько дней выпуск MINI на своем заводе в Оксфорде (Великобритания). Компания также сократила смены на заводе BMW в Регенсбурге (Германия).
Нехватка чипов вынудила сократить производство на предприятиях Группы Stellantis. Mitsubishi Motors также присоединились к растущему списку заводов-изготовителей, работающих на холостом ходу. Hyundai объявил о временном закрытии завода в Южной Корее. Аналогичное решение о временной остановке производства в Северной Америке приняла Honda Motor.
Даже китайский стартап по производству электромобилей Nio был вынужден временно приостановить работу на заводе, который он делит с государственным автомобилестроительным предприятием JAC в Хэфэе.
Компания Bosch - один из крупнейших поставщиков запчастей для автомобильной промышленности, признала, что глобальный рынок закупок в настоящее время испытывает общую нехватку полупроводниковых компонентов. В частности, таких интегральных схем, как микроконтроллеры, и интегральных схем для конкретных приложений. Из-за пандемии инвестиции одного производителя полупроводников в расширение и увеличение производства были отложены, и Bosch получил и получает значительно меньше чипов. У конкурирующего поставщика первого уровня Continental аналогичное положение. Дефицит чипов, начавшийся в четвертом квартале 2020 года, теперь, как ожидается, сохранится и в 2021 году.
Возможен ли дефицит или задержка поставок новых автомобилей в Украину. Мнения основных операторов
Сколько электромобилей продадут в 2021 году?
Когда дефицит прекратится
По данным аналитической компании Cox Automotive, из-за дефицита чипов запасы автомобилей в США снизились до 2,24 млн единиц. Это на 37% меньше, по сравнению с тем же периодом 2020 года. Такое сочетание высокого спроса и низких запасов приводит к росту розничных цен на новые автомобили. Сейчас они в США на 3,8% выше, чем в 2020 году и на 7,9% выше, чем в 2019 году.
Согласно данным аналитика IHS Markit, нехватка полупроводников привела к дефициту в мировом производстве автомобилей в этом году в размере 2 млн автомобилей. Из этого количества 1,4 млн. были потеряны в первом квартале года. А целых 700 000 были потеряны в первые две недели второго квартала, в том числе около 450 000 единиц в Европе.
Есть и другие оценки. До сих пор эксперты оценивали потенциальные потери из-за дефицита чипов на уровне $61 млрд. Однако сейчас они не исключают, что эти потери будут почти вдвое больше. По сообщению Reuters, на основе прогноза консалтинговой компании AlixPartners, из-за кризиса во всем мире не будет выпущено 3,9 млн. единиц транспорта.
Как дефицит полупроводниковых микрочипов может повлиять и уже влияет на украинский автомобильный рынок, AUTO-Consulting рассказывал. Первые симптомы проявились и у нас. На сегодняшний день именно из-за дефицита чипов в модельной линейке, предлагаемой у нас компанией “АВТ Бавария Украина” появились сложные позиции. Это - модели, на которые есть хороший спрос, но их не хватает. В пресс-службе компании AUTO-Consulting сообщили, что это, в первую очередь, модели BMW Х6 и BMW Х7. Однако, в “АВТ Бавария Украина” работают с производителем и надеются улучшить ситуацию в ближайшее время.
Из-за нехватки чипов есть дефицит и в модельной линейке Skoda в Украине. Как сообщили AUTO-Consulting в пресс-службе компании “Еврокар”, это прежде всего чешский бестселлер ŠKODA Octavia.
В модельной линейке компании “Порше Украина” (Audi, Volkswagen, SEAT) дефицита пока нет. В пресс-службе компании AUTO-Consulting сообщили, что все модели этих брендов имеются в наличии на складе. В то же время, здесь не исключают, что возможен дефицит некоторых компонентов комплектаций. Это может повлечь за собой более длительный срок производства некоторых моделей автомобилей.
Как дефицит чипов может повлиять на украинский авторынок
Понятно, что такие убытки никого не радуют, и дефицит чипов стараются побыстрее устранить. Хорошая новость заключается в том, что производители полупроводников во всем мире уже наращивают производство, в том числе в Европе. Так, Infineon Technologies планирует начать производство микросхем уже этим летом на заводе стоимостью 1,6 млрд евро в Филлахе, Австрия. Будет работать и полностью автоматизированное крупносерийное производство на заводе в Дрездене, Германия. Таким образом, по оценкам Infineon, ее доля на мировом рынке силовых полупроводников составит 18,5%, и 7 из 20 мировых производственных баз находятся в Европе.
В июне этого года Bosch откроет в Дрездене завод по производству автомобильных чипов стоимостью 1 млрд евро. Это - крупнейший инвестиционный проект в истории компании. На полную мощность будут работать и два завода в Ройтлингене (недалеко от Штутгарта, Германия).
Сколько все это продлится? Аналитики из разных стран сходятся во мнении, что дефицит чипов не удастся ликвидировать, как минимум, до конца нынешнего года.
В чем причины роста украинского авторынка. Мнения операторов
Не смотря на локдаун, украинский авторынок в апреле продемонстрировал стабильный рост
|