Чтобы не писать теоретический материал, на основе чьих-то исследований, AUTO-Consulting взял на тест электрокар Renault ZOE. Но, как оказалось в ходе теста, надо четко разделить оценку ZOE, как электромобиля и условия эксплуатации электрокаров в Украине, которые очень схожи для подавляющего большинства электрических авто.
Французская электричка, но пока не экспресс. Тест-драйв Renault ZOE
Понятно, что Renault ZOE мы брали, как говорится, не с пустыми руками. По опыту коллег-журналистов мы знали, что прежде, чем тестировать электрокар, НЕОБХОДИМО иметь хотя бы одну базовую зарядку. Или дома или в офисе. Иначе могут возникнуть проблемы. Специально с перспективой тестов, в офисе AUTO-Consulting была сделана трехфазная розетка мощностью 22 кВт. Но, как оказалось, своя розетка – это не панацея.
Нет искры. Что дала отмена всех налогов на электромобили в Украине. Статистика продаж
Розетка – не панацея
Для начала о самой розетке. Для электромобиля нужна совсем не та обычная однофазная розетка, которая есть у вас дома. Она, конечно, тоже подойдет. Но в этом случае, ваш электрокар будет больше стоять на зарядке, чем ездить.
А чтобы иметь 3-фазную зарядку мощностью 22 кВт, вам их надо подвести. Естественно, с разрешения «Киевэнерго», который берет за 1 кВт 5-6 тыс. грн. Плюс – неизвестно, откуда вам придется тянуть специальный кабель. Хорошо, если от соседнего дома. Но даже в этом случае, удовольствие это дорогое. И, что самое главное, - это еще не все затраты и не полное решение проблемы. Потому, что даже в офисе AUTO-Consulting с 3-фазной розеткой на 22 кВт, для 100-процентной зарядки тестового Renault ZOE с батареей на 41 кВт, требовалось 25 часов! Не сходится математика? Сходится. Чтобы заряжаться быстрее, к обычной розетке необходима специальная зарядная станция. Мы протестировали для этого домашнюю станцию Toka.
Зарядки Toka
На вид это коробочка, которая монтируется на обычную розетку. Но благодаря ей можно действительно иметь 22 кВт. Будет их брать или нет ваш электрокар, вопрос отдельный. Например, в Renault ZOE бортовой компьютер сам определяет, сколько брать, в зависимости от температуры окружающей среды и собственной аккумуляторной батареи. Специалисты говорят, к слову, что эти электронные мозги у ZOE чуть ли не самые передовые и продвинутые, из того, что сегодня есть на украинском рынке. И они руководят процессом зарядки батареи автомобиля таким образом, чтобы обеспечить ее максимальный срок службы. А также имеют, так называемую, защиту от дураков. То есть,- не позволяют «сжечь» систему при зарядке от станций нонэйм. Не случайно, именно Renault провел несколько рейдов по сертификации зарядных станций в Украине. И станции Toka прошли проверку Renault и соответствуют требованиям Renault.
Renault проверила зарядные станции для электромобилей в Украине. Результаты
Имея дома (в гараже или на парковке) такую домашнюю станцию, вы сможете заряжать 41-киловаттную Renault ZOE до 100% за 2,5-3 часа. При плюсовой температуре. При минусовой – время зарядки увеличится, и будет тем дольше, чем ниже температура на дворе.
Стоимость такой зарядной станции – от $500. Это - самый простенький вариант. Но, возможно, есть смысл поставить станцию с карточкой, дистанционным контролем и счетчиком. Она дороже (до $1000), но зато вы сможете продавать электроэнергию соседям – владельцам электрокаров. Ведь вы платите за электричество, примерно 2 грн/кВт. А на зарядках, расположенных на АЗС 1 кВт стоит уже 5 грн. Может хоть таким образом получится компенсировать затраты на покупку дополнительных киловатт у «Киевэнерго» и прокладку высоковольтного кабеля. Особенно, если поставить счетчик с ночным тарифом.
Есть у Toka и стационарные зарядные станции на АЗС. Сейчас их около 30, а через пару месяцев их обещают поставить на всех АЗС «ОККО» в Киеве.
В 2016 году Украину ожидает бум продаж электромобилей и появится крупнейшая сеть электрозаправочных станций
АЗС – VLS Energy
Если ваш маршрут работа-дом и обратно, то, теоретически, одной домашней зарядной станции вам должно хватить. Но если вы вырвались из этого круговорота и поехали, например, развозить подарки к Новому году по городу, вас могут ждать неожиданности. А значит, - придется искать зарядку на АЗС или на парковках возле супермаркетов.
В Киеве на разных АЗС установлены зарядные станции разных операторов. Но есть проблемы. Первая – в том, что зарядки есть далеко не на всех АЗС. Прежде, чем найти такую станцию, корреспонденту AUTO-Consulting пришлось объехать несколько АЗС. Зарядки есть, примерно, на одной из шести. И это в столице. В областных центрах ситуация вряд ли лучше. Не говоря уже о райцентрах и селах. Причина такая же, как и с домашними зарядками. Стационарные станции установлены там, где есть доступ к мощным электросетям – в основном, недалеко от промзон. На ровном месте (далеко от бывших или действующих промышленных предприятий) кабель за свой счет никто укладывать не хочет.
Вторая проблема в том, что на разных АЗС установлены зарядки разных операторов. И у этих операторов, видимо, отсутствует коммуникация. Поэтому, владельцу электрокара придется закачать на свой смартфон минимум 4 приложения разных операторов, чтобы видеть не только места, где расположены зарядки, но и свободны ли они. Еще одно неудобство – у каждого оператора своя платежная система, а значит – нужны разные карточки. В общем, - головная боль.
AUTO-Consulting выбрал зарядную станцию VLS Energy, так как сеть зарядок VLS Energy также прошла проверку и соответствуют требованиям Renault.
Зарядки VLS Energy имеют несколько портов. Иногда в одном «столбе» есть подключение и на 22 кВт, и скоростное – на 55 кВт. Для Renault ZOE скоростная зарядка не подходит. Бортовой компьютер автомобиля все равно ограничивает подачу электричества и реально берет зимой около 16 кВт. Поэтому, корреспондент AUTO-Consulting заряжался от 22 кВт. В результате, на морозе (минус 10 о по Цельсию), за 1 час автомобиль зарядился на 32%, за 2 часа - на 56%. Что составляет около сотни километров пробега. И это – тоже неудобно. Далеко не каждый день есть лишних 1-2 часа времени, которые можно провести на АЗС, попивая кофе и разговаривая по телефону.
Какие электрокары приедут в Украину после автосалона в Париже
Вывод: для частного использования электрокара в Украине необходимо соблюсти достаточно много условий, что создает некоторые неудобства. К ним, можно привыкнуть, они не критичны. Особенно, если эксплуатировать электромобиль исключительно в городе и недалеких окрестностях. А вот чего пока никак не изменишь – это экономику эксплуатации. С учетом того, что электромобили пока минимум на треть дороже авто с ДВС, плюс – стоимость домашней зарядной станции, к которой, возможно придется тянуть персональный кабель…
Спрос на электромобили в Украине может упереться в зарядную инфраструктуру
В общем, экономика здесь пока хромает. Другое дело – электромобили для коммерческого использования, которые двигаются по строго определенному маршруту и имеют большие ежедневные пробеги. Тут электромобиль может окупить себя за 3-5 лет. Ведь он еще и в обслуживании намного дешевле авто с ДВС. Да и топливо никто уже не будет сливать. Так что для бизнеса электромобиль - это действительно выгодно даже сейчас.
Для наглядности, предлагаем таблицу времени и стоимости зарядки от разных источников для Renault ZOE на 41 кВт
|