Нужно сразу отметить, что хотя Иван выступает в картинге без малого уже почти 10 лет – он никогда в жизни не управлял гоночным автомобилем! Более того, в повседневной жизни Иван хоть и сидел за рулем, но также никогда в жизни не переключал КПП и не выжимал сцепление на полноразмерном автомобиле – это все делается автоматической КПП. (Картингисты естественно знакомы с этой процедурой, но не с третьей педалью – на карте сцепление выжимается рукой). Теперь же картингисту предстояло настоящее боевое знакомство с формульным болидом. И специфика управления им заключалась отнюдь не только в КПП и выжиме сцепления.
Дело в том, что карт по-своему уникальный вид болида. Главное его отличие от всех остальных – отсутствие подвески! Обе оси жестко закреплены к раме и в карте роль подвески отчасти играет…сама рама! Именно поэтому ее стоимость сравнима с… ценой «восьмерки», на которой выступают пилоты в Чемпионате Украины по кольцевым гонкам. Более того, производители картов выпускают специальные рамы под дождевые условия, имеющие меньшее сопротивление на кручение.
Все это мы говорим к тому, что картингисты не имеют совершенно никакого опыта по настройке не только аэродинамики, но и подвески! Из-за ее полного отсутствия в карте…
Это уже не говоря о том, что управление картом, особенно в коробочном классе KZ-2, где Иван Пеклин стал Чемпионом Украины в прошлом году, «несколько» отличается от формулы. На тестах украинца ждал еще один «сюрприз».
Для знакомства с формулой семья Пеклин, в лице папы, который занимается гоночной карьерой сына, выбрали один из сильнейших Чемпионатов в Европе на болидах класса Ф-4 – французский. Более того, тесты проходили на легендарной трассе в Ле-Мане.
Естественно речь шла не о 13-километровой конфигурации, а стационарном треке, носящем не менее легендарное имя – «Бугатти».
Специфика французской Ф-4 заключается в том, что тут нет как таковых команд. Все пилоты выступают «под крылом» Академии FFSA. Это означает главное – совершенно равные условия, так как технику готовят одни и те же инженеры и механики – никакого фаворитизма и тем более технического преимущества…
Однако для украинца, впервые севшего за руль гоночного болида, сначала речь шла исключительно о постижении азов. При этом тесты длились лишь один день, разбитый на пять 25-минутных сессий. Так что можно сказать, что Пеклину предстояли настоящие экспресс курсы! В пору говорить о «спасении утопающих – дело рук самих»… И, вода, упомянута тут неспроста.
На первой сессии с утра Иван, привыкший к карту, сразу попробовал проходить повороты по-картинговому и как результат – практически сразу оказался в гравийной ловушке! Говорить о сравнении результатов с другими на трассе пока было рано. Тем не менее, первый ориентир был установлен – в конце сессии, лучшему украинец уступал почти 10 секунд! Много? И да, и нет.
Дело в том, что в тестах приняло участие 8 пилотов, вместе с Иваном.
При этом шесть из них не являлись новичками! Все они уже проехали по одному году в различных национальных Чемпионатах Ф-4. И лучшим среди них неизменно оказывался пилот, занявший по итогам года 4-е место в датской Ф-4. Помимо Пеклина на трассе был лишь еще один картингист, также впервые севший за руль формулы.
После первой сессии началась та работа, которая обычно скрыта от глаз зрителей – с инженером.
После первой «пробы пера», они начали вводить Ивана в курс дела – работу с подвеской. Объяснять, что в отличие от карта, тут нужно чувствовать изменении баланса, учиться ловить смещение «масс» на торможении и в поворотах. А, соответственно, учиться проходить их совершенно по- новому, а не по-картинговому. Наступило время закрепления полученных знаний.
В конце второй сессии украинец уступает лучшему уже 6 секунд.
Еще перерыв и дополнительный инструктаж, изменения в настройке подвески. Новый старт и уже три секунды отставания. На обед украинец уходит с твердым намерением сравняться с быстрейшими в этот день на трассе пилотами. Но, увы!
Небеса разверзаются и на трассу обрушивается дождь! Однако, как говорится – за тесты уплачено и «матч состоится в любую»… С одной небольшой оговоркой – практически все нужно начинать сначала!
Первая послеобеденная сессия уходит на аккуратное знакомство с управлением формулой на мокрой трассе. Однако в этот раз украинец уступает лучшему показателю на трассе менее 6 секунд.
После дополнительной работы с инженером и изменений в настройках, причем не только подвески, но и в прямом смысле слова «мозгов пилота», он уже в трех секундах от лучшего.
Иван уже рвался в бой, надеясь нагнать соперников, но, увы! Ушедшему с головой в пилотирование украинцу напомнили, что на дворе вечер и тесты закончились…
Поначалу Иван был недоволен своими показателями. Однако «разбор полетов» с инструкторами и инженерами FFSA показал другое. Они напомнили юному пилоту, что он сравнивал свои времена с быстрейшими. Если же взглянуть на ближайших из «соперников» на трассе, то поначалу Иван им уступал пару-тройку секунд, а на третьей тренировке, уже ехал сравнимые с ними времена!
Более того, «по воде», которая, как известно сразу демонстрирует талант пилота, украинец сходу уступал намного меньше лучшему и почти не уступал «середнекам». А ведь все они как минимум проехали по одному боевому сезону за рулем Ф-4 и уже были хорошо знакомы со спецификой их управления, в том числе и по дождю…
Ну и как последний показатель для сравнения. Во всех сессиях Иван Пеклин оказался несравнимо более быстрым, чем другой картингист на трассе.
Несравнимо в прямом смысле слова, так как на первой ознакомительной сессии тот уступал украинцу десять секунд, а в конце по сухому - 5. По дождю же Иван опередил его в итоге более чем на 10 красноречивых секунд… Но и это не все!
Руководитель тестов, через которого прошли даже не сотни, а многие тысяч юных пилотов отозвался исключительно с похвалой о прогрессе украинца. Отметив, что далеко не многим удается за всего-навсего один день так адаптироваться к незнакомому болиду.
А ведь тут речь шла вообще о первом в жизни знакомстве с Формулой и полноразмерным спортивным автомобилем! Более того, Ивана пригласили на следующие тесты, которые пройдут тут же, на трассе «Бугатти», в ближайшее время. Однако тут возникает следующий, куда более сакраментальный вопрос.
Для продолжения карьеры на своем пути к вершине автоспорта – нужны средства. И если ранее, в картинге, как это собственно происходит везде в мире, финансированием гоночной карьеры занимался отец Ивана, то теперь на это нужны куда большие средства, нежели те, что себе может позволить семейный бюджет Пеклиных.
Ведь даже первый шаг во «взрослой» формуле, а именно Ф-4, измеряется бюджетом около 200 тысяч Евро…
Сможет ли сделать перспективный украинский пилот следующие шаги в автоспорте - покажет время. Остается надеяться, что Иван найдет поддержку у украинских спонсоров, меценатов, да и простых сограждан, которым небезразлична тема автоспорта. Чтобы на европейских трассах гонялись не только машины, несущие триколор в цветах SMP-racing, а, наконец, появился хотя бы один формульный болид, украшенный украинским стягом, и которым будет управлять украинец!...
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.