Участникам авторынка все равно, будут ли налоги на импорт автомобилей высокими или их не будет вообще. Главное, чего они добиваются – одинаковых правил игры для всех. Или с высокими налогами или вовсе без них.
Последнее – лучше для потребителей, но не для государства.
Как работает эта схема импорта, влияет ли она на рынок легального импорта автомобилей, и насколько вообще в Украине большие налоги на авторынке, НВ Бизнес решил спросить у Нины Южаниной, председателя комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики.
– На ваш взгляд, совершенна ли таможенная и налоговая нагрузка на рынок новых или подержанных автомобилей? Или надо что-то пересматривать, привлекать западные примеры?
– Мне кажется, что как раз на новые автомобили у нас довольно большая нагрузка. Я объясню почему. Потому что таможенные платежи не заключаются лишь в акцизном налоге. Есть еще налог на добавленную стоимость. И обязательный сбор на государственное пенсионное страхование. Он платится от стоимости автомобиля 3-5%. В большинстве своем это 5%. В чем здесь суть? Как раз при ввозе новых автомобилей предприятия-дилеры оформляют таможенные декларации, исходя из настоящей стоимости нового автомобиля. Она не может быть занижена, потому что это политика производителя и дилера. Отображается полная стоимость автомобиля. И поэтому, несмотря на низкий акциз, именно покупатель платит очень высокий налог на добавленную стоимость и затем сбор в государственный пенсионный фонд. В этом заключается высокая нагрузка на покупателя. Но экономическое положение страны не позволяло в течение многих лет снижать ставку налогов.
В государстве даже не звучала такая мысль по поводу того, что налоговая нагрузка высокая. Это с одной стороны. С другой стороны, возможно, эта проблема замалчивалась. Тогда непонятно, каким образом появилась проблема с использованием автомобилей на иностранной регистрации. Где взялось то огромное количество автомобилей, с какого периода, используя какие лазейки в таможенном законодательстве возникла такая проблема? Мы должны разобраться с этим и дать ответы гораздо глубже, начиная с того вопроса, который вы задали. Возможно, действительно налоговая нагрузка и на новые автомобили сверхвысокая, что привело к тому, что большое количество людей использует сейчас эти не совсем законные возможности по ввозу автомобилей на иностранной регистрации.
– А сколько сейчас автомобилей у нас на иностранной регистрации?
– Согласно данным, которые предоставляет мне таможенная служба, у нас на иностранной регистрации находится не более 50 тыс. автомобилей. При этом общественные активисты, которые работали в комитете, которые делают заявления в эфире, называют цифру в полтора миллиона таких автомобилей. Поэтому я даже не могу сказать, что мы сможем найти какую-то легальную возможность сейчас решить эту проблему. Однозначно надо принимать изменения в законодательство. Но изменения должны носить осмысленное глубокое понимание и затрагивать не только то, что сделать с этими автомобилями, а что делать вообще с автомобильным рынком в Украине, проанализировать его и найти компромиссное решение, которое бы удовлетворяло все стороны данного вопроса.
– Как вообще работает этот режим? На сколько месяцев я могу завезти этот автомобиль и не платить никаких налогов?
– Мы знаем, что большинство населения, которое мы видим на автомобилях с иностранной регистрацией, использует таможенный режим транзита или таможенный режим временного ввоза. Таможенный режим транзита действительно использует большое количество населения. Потому что у них и такой стиль жизни, что они очень часто выезжают/заезжают в Украину. Поэтому их не сдерживает то, что транзит за собой обязывает такого гражданина обязательно вывезти автомобиль через пять-десять дней из Украины. И в этом режиме много людей завозят автомобили.
Относительно режима временного ввоза. Мне кажется, эта схема больше нарушает действующее законодательство в Украине. Потому что все-таки из-за использования права совладения на иностранный автомобиль заезжает иностранец на территорию Украины, оформляет таможенную декларацию, помещает автомобиль в таможенный режим временного ввоза. То есть на самом деле говорит неправду, декларирует ложные сведения. Такой гражданин передает машину на территории Украины втором совладельцу, то есть нашему гражданину, и сам выезжает за пределы страны. И этот автомобиль находится до одного года на территории Украины без финансовых гарантий, как это сейчас прописано в Таможенном кодексе.
Общаясь с общественными активистами, я говорила им, что вы же частично являетесь нарушителями таможенного законодательства. Они так не считают, потому что они приравнивают себя к гражданам Европы, которые имеют право в таком режиме использовать автомобиль в Украине. И хотят таких же финансовых условий, как для других граждан.
– Год проходит и что потом с этим автомобилем делать?
– Они должны его вывезти за пределы территории Украины. Потом они могут снова использовать эту же схему. Заплатить той компании, которая оформляет этого гражданина на территорию Украины в командировку или для других производственныех целей, предоставить ему компенсацию за то, что он выполнит такую услугу, и снова использовать автомобиль.
– А это выгодно, если это не очень дорогой автомобиль?
– Наверное, выгодно. Насколько мне известно, и говорили общественные активисты, что это им стоит 150 евро, этому гражданину, который ввозит, и еще 200-300 евро той компании, которая оформляет такую операцию. Но когда они говорят о том, что они хотели бы получить от своей страны, от законодательства Украины, они настаивают на том, чтобы условия, которые мы можем им сейчас предложить, переведя их в легальную плоскость, не отличались финансово от тех условий, которые они имеют. Когда мы пытались наработать, какие же это должны быть расходы нашего гражданина, и мы им предлагали, чтобы они в год составляли 150-200 евро за автомобиль стоимостью 2000 евро. Но все же общественные активисты еще потребовали уменьшить эту плату. Даже в 50 евро у них возникал вопрос.
– Что будет, если не вывозить автомобиль? Сколько нужно денег, если я хочу растаможить автомобиль, который уже год побывал в Украине?
– Дело в том, что сейчас законодательство такого не предусматривает. Все наработанные законопроекты – они однобокие. Мы должны говорить, что если сейчас будут предложены какие-то возможности для пребывания таких автомобилей, то должна быть очень высокая ответственность. Она может заключаться даже в конфискации такого автомобиля и его вывозе за пределы Украины. Нужно предоставить право Национальной полиции проводить проверку по уплате и сроку, за который уплачен такой платеж, для того чтобы потом принимать какие-то меры. Или налагать штраф, или требовать вывоза такого автомобиля за пределы Украины.
Но проблема в том, что технически это сделать не просто. У нас дороги не оснащены приборами для автоматического считывания данных автомобиля. Нужно взвешенно подходить к этому вопросу, чтобы не получилось так, что полиция будет гоняться за такими автомобилями и снова развивать новую ступень коррупции, где можно договориться и сказать, что ты меня не видел, ты меня не останавливал.
– То есть сейчас никакой ответственности нет? Если я не выехал через год, мне ничего не будет.
– Только административная ответственность. Причем она незначительна по размеру.
– Я вызывал такси. Ко мне приехал водитель с иностранными номерами. Он говорит: да, у меня есть какие-то штрафы, 8 тыс. грн за два года. Но законодательство не работает, поэтому я ничего не буду платить. Никто не платит, зачем мне платить.
– Вы сейчас сказали очень важную цитату. Во-первых, они все знают о том, что их не могут автоматически, где они ездят, где они работают, остановить ни Нацполиция, ни кто-либо другой. Или потребовать документы и спросить, почему ты нарушил таможенный режим и находишься сейчас в Украине. Я считаю, что мы сейчас должны срочно принять изменения и навести порядок в этой отрасли, которая развивается в Украине – это использование автомобилей на иностранной регистрации. Незаконное использование, частично незаконное. Абсолютно четко прослеживается отсутствие возможностей у государства повлиять на этот процесс. Поскольку эту ситуацию можно изменить только путем внесения изменений, то надо комплексно рассмотреть все вопросы, которые мы с вами проговорили. И о налоговой нагрузке при растаможке автомобиля, и на новые, и на те, которые были в использовании, и на режим таможенного транзита, и на режим временного ввоза.
Все это надо привести в соответствие с цивилизованными нормами, которые существуют в других государствах. Потому что когда мы говорим о других европейских государствах, которые все-таки защищают свой рынок и заботятся о том, чтобы у них был порядок на дорогах, и ответственность на дорогах. Мы к этому относимся очень халатно. Сколько ДТП за 2015, за 2016 год произошло при участии автомобилей на иностранной регистрации, какие последствия? Было ли у водителей этих автомобилей страхование гражданской ответственности? Сколько автомобилей осталось на месте ДТП и скрылся ли водитель? То есть глубже разобраться. Потому что кроме позитива, который испытывают люди, не платя таможенные платежи, есть и негатив. Надо рассматривать все стороны, для того чтобы принять правильное решение.
– Как этот режим влияет на рынок новых автомобилей?
– Для того, чтобы можно было проанализировать такое влияние, надо было бы взять статистику начиная с 2011 года. Тогда как раз часто вносили изменения в Таможенный кодекс, в статьи 380, 381, и долиберализировались так, что потеряли контроль за ввозом автомобилей на иностранной регистрации. И получилось так, что эти статьи между собой где-то в чем-то противоречат друг другу, и предоставили такую возможность ввоза автомобилей, которые используют наши граждане сейчас. Я бы попросила поднять статистику, начиная с 2011 года, когда Таможенный кодекс был более жесткий, и таких возможностей предоставления не правдивых данных в таможенной декларации не было. Тогда бы мы с вами проанализировали, что тогда происходило с ростом рынка новых автомобилей, как он выстраивался, как он рос или падал. И тогда можно было бы сделать такой анализ. Кстати, я пока не могу получить от таможни таких цифр. И поэтому настаиваю, чтобы данный вопрос решило правительство. У них есть все возможности разложить и получить все данные. Провести ряд встреч, в том числе с привлечением Нацполиции, для того чтобы найти правильное решение.
В Верховную Раду внесли законопроект о либерализации ввоза авто иностранной регистрации
|