По мнению нефтетрейдеров, если ситуация не изменится, до конца октября часть заправок будет вынуждена прекратить работу из-за нехватки топлива, не смогут выполнить свои обязательства и оптовики, имеющие обязательства по государственным тендерам.
"Причиной такого положения является жесткий административный прессинг со стороны Национального банка Украины, который требует продавать валюту по 12,9 грн за доллар, что, в свою очередь, отказываются делать коммерческие банки", - отмечают в ООРНУ .
По словам Л.Косянчука, поставщиков нефтепродуктов фактически загоняют на "черный" рынок, где договоры на покупку валюты по официальному курсу сопровождаются дополнительными договорами комиссии или кредитования с банками, что в итоге приводит к повышению стоимости каждого купленного доллара на 1 грн.
В свою очередь директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн считает, что валютные проблемы не позволяют Украине и потребителям топлива в полной мере почувствовать эффект от снижения мировых цен на нефть до минимального за последние четыре года уровня.
"Первый этап снижения цен на бензин на 40 коп. за литр так и останется последним, пока не разрешится ситуация с валютой", – говорит директор "А-95". По его оценкам, крушение нефтяных цен создает предпосылки для снижения розничных цен на АЗС на 60-80 коп. до конца октября, однако, вместо удешевления бензина украинцы могут получить дефицит топлива. "Рынок Украины элементарно не может закупить в полном объеме дешевеющее топливо за рубежом, в то время как запасы внутри страны тают, а цены на них растут из-за повышенного спроса", – говорит С.Куюн.
По словам экспертов, выход из этой ситуации должен быть найден НБУ как можно скорее, так как уже имеющий место массовый срыв расчетов по внешнеэкономическим контрактам может вынудить производителей переориентировать поставки топлива на другие направления. В частности, ясности в вопросе дальнейших расчетов требуют крупнейшие поставщики топлива в Украину – белорусские НПЗ, которые уже верстают планы по реализации продукции до конца года.
В качестве выхода из сложившейся ситуации эксперты видят первоочередное удовлетворение заявок на закупку валюту для дальнейшего приобретения нефтепродуктов либо создание отдельного фонда для закупки товаров критического импорта, к числу которых относятся нефтепродукты.
В зале прозвучало мнение, что страна может повременить с импортом товаров, которые не относятся к жизненнонеобходимым, среди которых назывались и автомобили.
До какой цены может подешеветь 1 л бензина
|