AUTO-Consulting уже рассказывал о том, что Россия, в ответ на украинские спецпошлины на иномарки, намерена ввести ответные меры на некоторые украинские товары.
Россия введет спецпошлины на украинские товары в ответ на автомобильные инициативы
Россия направила в ВТО уведомление, в котором заявила, что украинский автомобильный налог ударит по российскому экспорту автомобилей на сумму 328 млн долл., еще 36 млн долл. Россия не досчитается в виде налогов. Итого: 364 млн. долларов США.
А что же Украина? Каковы наши убытки от российского экологического налога? Их почему-то наш Кабмин не озвучил. Начнем с флагмана отечественного автомобилестроения Запорожского автомобилестроительного завода.
Как сообщил AUTO-Consulting заместитель Председателя Правления Корпорации «УкрАВТО»
Олег Папашев, который многие годы возглавлял ЗАЗ, с введением Российской Федерацией утилизационного сбора в августе 2012 г., произошло значительное сокращение общего экспорта автотранспортных средств. Только за один сентябрь, объем экспорта сократился с 4960 шт. до 1269 авто. Далее ситуация значительно ухудшилась. В январе 2013 г. падение достигло критической точки: в РФ было ввезено рекордно мало: 193 автотранспортных средства. В последующие месяцы ситуация немного выровнялась (1097 шт. в марте 2013 г.), но все равно не достигнуты даже результаты сентября прошлого года. В мае текущего года было экспортировано всего лишь 458 автомобилей. В результате, в 2012-2013 годах ЗАЗ недополучил около 213 млн. USD выручки от реализации автомобилей.
В среднем, сообщает господин Папашев, за последние 5 лет, экспорт у ЗАЗа занимал стабильно 50% объема выпуска авто. Украинские рабочие производили высокотехнологичную продукцию для российских потребителей, в страну поступала валютная выручка, снималось девальвационное давление с гривны, - комментирует Олег Хайрулович. А теперь, из-за односторонней регуляторной преграды со стороны России, украинская продукция оказалась вытесненной с этого важного исторического рынка. Сейчас экспорт сократился до 30% всего выпуска, доля экспорта в Россию упала до 17% от общего объема производства ЗАЗа.
Еще один отечественный производитель, который напрямую пострадал от российского утилизационного сбора – Корпорация «Богдан». Как сообщили AUTO-Consulting в пресс-службе корпорации, в феврале 2012 года доля экспорта в общем объеме производства составляла 84%, а само производство – 2059 авто. в марте 2012-го – соответственно 88% и 2454 авто. Как оказалось впоследствии, - это был рекорд. В дальнейшем и производство, и экспорт только сокращались. И были месяцы (сентябрь 2012 г, апрель 2013 г) когда они равнялись нулю. В мае 2013 года экспорт был 54%, а объем производства – 630 автомобилей. Если говорить исключительно об экспорте в Россию, в феврале 2012-го он составлял 1648 авто, в марте – 1496, в апреле – рекордные 1820 автомобилей. Затем началось падение объемов производства и экспорта в Россию. В 2013-м экспорт колебался от 112 до 176 авто (июнь).
По предварительным подсчетам пресс-службы «Богдана», за период с сентября 2012 по май 2013 Фактически было экспортировано – 1480 шт. При этом с учетом благоприятных условий объем поставки за это период мог быть 6400шт., что в 4 раза больше. По подсчетам AUTO-Consulting, при средней цене экспортного автомобиля в $8 тысяч, - это около $39 млн.
Еще один украинский автомобильный производитель, который серьезно пострадал от российского экологического сбора - ПАО «АвтоКрАЗ». Как сообщили AUTO-Consulting в пресс-службе «АвтоКрАЗа», если в 2012-м в Россию в среднем экспортировали 30-40 единиц техники, то в 2013-м несколько месяцев не было ни одного авто, а максимум в апреле составил 7 грузовиков. При средней стоимости 1 украинского грузовика 2 400 000 руб (около $80 тыс.) убытки «АвтоКрАЗа» составляют около $15 миллионов.
По данным Ассоциации «Укравтопром», из-за одностороннего введения Россией утилизационного сбора и остановки экспорта на этот рынок производство легковых автомобилей в Украине в ноябре 2012 г. - январе 2013 г. катастрофически и резко упало. В результате, отечественный автопром достиг критического минимума – с цифрой производства 790 автомобилей в месяц и оказался на грани выживания.
По предварительным данным ассоциации "Укравтопром", в июне 2013 года в Украине было произведено 4 тыс. 551 автотранспортное средство, что на 27,6% больше, чем в мае и на 28,5% меньше аналогичного показателя прошлого года. Производство легковых автомобилей в июне составило 4 194 единицы, что на 30,2% больше, чем в мае и на 26,8% меньше показателя июня 2012 года. В сегменте коммерческих автомобилей производство упало до 141 единицы (на 15,1% меньше, чем в мае и на 42,7% меньше, чем в июне 2012 г.). Производство автобусов в июне составило 216 единиц, что на 20% больше, чем в предыдущем месяце и на 44% меньше показателя июня прошлого года.
Конечно, причина этого падения не только в российской утилизационном сборе и сворачивании нашего экспорта. Но все же…
Как известно, одно рабочее место в автомобильной промышленности создает до 10 рабочих мест в смежных отраслях. Поэтому, потери исключительно автопроизводителей – это не окончательная цифра наших убытков. Однако, даже по самым примерным и скромным оценкам Украина уже за 10 месяцев потеряла из-за российского экологического налога $267 миллионов. А к первому сентябрю за календарный год объем убытка у автопрома с учетом смежников как раз и составит составит $300-340 млн., как и прогнозировал AUTO-Consulting в прошлом году. И это почти равнозначно декларируемым потенциальным потерям России от введения нашего УС. А если сравнить экономические масштабы России и Украины, станет понятно, какое значение эти потери имеют для обеих стран: для Украины они во много раз более значимы.
Украина в «автомобильной войне» с Россией может потерять 340-350 млн. долларов и 90% экспорта
Шанс вернуться в Россию
Есть ли у украинских автомобилей шанс вернуться в Россию в «доутилизационных» объемах? Ответ – неоднозначный. И «да», и «нет» подразумевает выполнение определенных условий. В частности, Олег Папашев сообщил AUTO-Consulting, что отечественные авто могут вернуться на российский рынок, если Россия введет/распространит утилизационный сбор и на своих производителей, и уравняет их в повышении цены с импортными авто.
О возможности восстановления позиций украинских автомобилей на российском рынке AUTO-Consulting сообщили и в пресс-службе Корпорации «Богдан». Произойти это может при тех же (всем хорошо известных) условиях: если Россия распространит утилизационный сбор и на автомобили российского производства и при этом розничные цены на них вырастут, констатирует пресс-секретарь корпорации Сергей Красуля.
По мнению зам. директора Торгового дома «АвтоКрАЗ» по реализации в РФ Виктора Сорвина, доля украинского автопрома в России значительно снизилась... Тем не менее, есть ниши, где замены такому автомобилю, как КрАЗ, не существует. Эти ниши были и пока еще остаются нашими (если, конечно, КАМАЗ, не получит госзаказ на разработку прямого аналога КрАЗа и деньги под него). В одну реку вступить дважды не получается, прежней ситуации, такой, как была до вступления РФ в ВТО, конечно же не будет, но - первое, если МАЗ поставят в такие же условия, как КрАЗ, и обяжут платить сбор "по полной", это уже для КрАЗа хорошо. Второе: даже несмотря на то что для КАМАЗа и УралАЗа все равно будет придуман механизм компенсации (это вполне предсказуемо), цена на них должна будет подняться как минимум на 100- 200 тысяч - а это тоже не плохо для КрАЗа.
Вариантов развития событий несколько. Украина вводит УС, Россия - принимает ответные меры, начинается экономическое противостояние, автомобили дорожают. Второй – наиболее вероятный вариант, о котором корреспонденту AUTO-Consulting приходилось слышать от инициаторов введения УС, - переговорщики будут искать компромисс. Введение нашей страной собственного УС в противовес российскому, укрепляет позиции Украины на этих переговорах. Параллельно, угроза потенциального введения УС и подорожания автомобилей немного оживит рынок в период летнего затишья.
К слову, Убытки ЕС от введения Украиной специальных пошлин на импортные автомобили оцениваются в 250 млн евро. В отличие от России, вместо ответных санкций, ЕС намерен уладить вопрос путем переговоров.
|