Украинский рынок ОСАГО продолжает лихорадить. После громкого исчезновения крупной страховой компании "Лафорт", рынок столкнулся с полным нежеланием украинцев страховать свою гражданскую ответственность. Ущерб, который принес случай с "Лафорт", самой идее автострахования в Украине еще предстоит оценить. До сих пор тысячи автовладельцев не получили компенсации. Но на сей раз специалисты Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ) заявляют о росте росте количества необоснованных регрессных исков от страховщиков, когда виновником ДТП является незастрахованное лицо или водители-льготники, чьи риски покрываются за счет средств фондов бюро, пишет "Коммерсант-Украина". |
"Мы наблюдаем беспочвенность требований страховщиков к МТСБУ в части компенсации расходов, причиненных необеспеченными транспортными средствами", — заявили в МТСБУ.
К льготной категории, согласно закону об ОСАГО, относятся участники боевых действий и инвалиды войны, инвалиды I группы, которые лично управляют принадлежащими им транспортными средствами, а также лица, управляющие транспортным средством, принадлежащим инвалиду I группы.
Кроме того, МТСБУ за счет средств фонда возмещает ущерб в том случае, если у компании-члена МТСБУ, которая признана банкротом или ликвидируется, недостаточно средств и имущества для выполнения ее обязательств. Страховая компания имеет право подать регрессный иск к МТСБУ, если она выплатила своему клиенту возмещение по КАСКО.
По словам председателя комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслава Черняховского, в Украине порядка 10% незастрахованных транспортных средств, а льготников — не более 1%. Поэтому регрессные иски к МТСБУ являются редкостью.
По данным МТСБУ, в общем количестве поданных и урегулированных страховых событий доля тех, по которым платит бюро, составляет всего 2,5%. В прошлом году из централизованного фонда защиты потерпевших было выплачено 39,27 млн грн, что на 12,2% больше по сравнению с 2011 годом.
"Возможно, некоторые компании действительно стали чаще использовать свое право подачи претензий к МТСБУ для пополнения своего бюджета, но это вполне законно",— отметил начальник управления регрессно-претензионной работы Михаил Сюр.
Однако уже в I квартале ситуация изменилась: количество страховых случаев уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, соответственно снизились и объемы выплат из фондов бюро. За три месяца Моторное бюро сократило выплаты на 23% — до 9,5 млн грн, урегулировав всего 699 страховых случаев (-26,1%).
Сами страховщики неофициально признают: главная проблема — нежелание МТСБУ расходовать средства фондов. "Как правило, бюро выплачивает только непосредственно пострадавшим, которые обратились к нему напрямую. Дирекция неоднократно рекомендовала страховщикам не предъявлять регрессные иски к бюро, а требовать компенсацию непосредственно у виновника ДТП",— сказал председатель правления одной из крупных страховых компаний.
В начале года правовой комитет бюро даже предлагал ограничить регламентные выплаты из фондов определенным процентом от страховой суммы по каждому пострадавшему и запретить переуступку права требования к страховщику либо к МТСБУ.
Впрочем, по словам директора компании "Маркс. Капитал" Сергея Процика, МТСБУ не реагирует на обращения физлиц и даже затягивает банкротство страховых компаний, чтобы не платить из фондов. К чему это приведет, станет понятно уже в ближайшее время. Но сегодня можно констатировать, что все чаще наличие у водителя полиса ОСАГО вовсе не означает, что в случае ДТП, его ответственность перед третьими лицами будет покрыта страховой компанией. Она может просто исчезнуть, а страдать от этого будет как раз добросовестный участник дорожного движения, который по воле случая стал жертвой ДТП. Как выяснилось, и МТСБУ также не пытается исправить ситуацию. Тогда возникает резонный вопрос: А зачем вообще страховаться? |