Проект Audi e-gas
Прокладывая дорогу к CO2-нейтральной мобильности будущего, Audi делает ставку на последовательное использование энергии из возобновляемых источников. Важным этапом на этом пути является проект Audi e-gas. Концепция включает в себя два главных компонента: использование ветряных турбин и постройку нового топливного завода.
Ветряные турбины будут генерировать экологически чистую электроэнергию, часть которой Audi собирается использовать для производства автомобилей e-tron. Чистая энергия также сыграет ключевую роль в эксплуатации этих моделей. Руперт Штадлер (Rupert Stadler), председатель правления AUDI AG, объявил в мае 2010 года: «Электромобили Audi должны работать преимущественно на электричестве, полученном экологически безопасным способом».
Новый топливный завод – второй компонент проекта e-gas – будет использовать остаточное экологически чистое электричество для выработки водорода посредством электролиза. Этот источник энергии, производство которого не наносит вреда климату планеты, в среднесрочной перспективе может использоваться в автомобилях, работающих на водородных топливных элементах. Кроме того, Audi планирует осуществлять синтез метана из водорода и углекислого газа. Синтетический метан, аналогичный по своим свойствам природному газу, в рамках проекта получил название Audi e-gas. Он может служить топливом для двигателей внутреннего сгорания, предназначенных для работы на природном газе. В 2013 году Audi начнёт серийное производство таких моторов под аббревиатурой TCNG.
Топливо e-gas, синтезированное за счёт энергии из возобновляемых источников, позволит 1500 автомобилям Audi A3 TCNG ежегодно проезжать по 15 000 км. Кроме того, 150 тонн e-gas будет доступно для передачи в коммунальную газораспределительную сеть. При необходимости газ можно будет возвращать из хранилищ и использовать для других нужд. В общем и целом, это означает существенный объём подачи энергии в коммунальные сети энергоснабжения и более 30 000 000 километров ежегодного автомобильного пробега без нанесения ущерба климату Земли.
В рамках проекта e-gas Audi будет поставлять три носителя энергии: электричество, водород и метан. Каждому их них соответствует отдельная концепция привода: электромобили, автомобили на водородных топливных элементах и автомобили, работающие на сжиженном природном газе.
Audi A1 e-tron
Audi A1 e-tron – концепция чисто электрического автомобиля. Если необходимо, устройство увеличения дальности хода может подзаряжать его аккумуляторную батарею, но в движение Audi A1 e-tron приводится исключительно за счёт электрического двигателя. В городском цикле, для которого характерны непродолжительные поездки, этот четырёхместный автомобиль не выделяет в атмосферу никаких вредных веществ.
Электродвигатель этой компактной модели обеспечивает постоянную выходную мощность 61 л.с. (45 кВт) и максимальную мощность 102 л.с. (75 кВт), передаваемую на передние колёса посредством одноступенчатой трансмиссии. Максимальный крутящий момент 240 Н·м доступен уже в начале движения. Audi A1 e-tron разгоняется от 0 до 100 км/ч за 10,2 секунды и может похвастать максимальной скоростью более 130 км/ч.
Энергия поступает от системы литево-ионных аккумуляторных батарей, расположенных Т-образно под центральным туннелем и задним рядом сидений. АКБ с водяным охлаждением обладает ёмкостью 12 кВт·ч, что обеспечивает запас хода 50 км. Зарядка аккумуляторных батарей от высоковольтного источника тока занимает менее часа. При движении на дальние расстояния подключается устройство увеличения дальности хода. Небольшой роторный двигатель внутреннего сгорания под багажным отсеком через генератор подзаряжает АКБ.
Audi A3 TCNG
Audi A3 TCNG, носитель передовых технологий, способен работать на синтетическом газе e-gas, который Audi планирует производить посредством метанизации. Его четырёхцилиндровый двигатель TFSI и каталитический нейтрализатор выпускной системы спроектированы с расчётом на использование природного газа. В одной только Германии природным газом можно заправиться примерно на 900 заправочных станциях, количество которых неуклонно растёт.
Благодаря «методу сбалансированного цикла» («balanced cycle method»), начиная с 2013 года владельцы Audi A3 TCNG смогут снабжать свои автомобили энергией, полученной от ветряных электростанций. Когда водитель заправляется топливом e-gas, в сеть энергоснабжения поступает соответствующее количество энергии из возобновляемого источника, необходимое для производства данного объёма e-gas.
Объёмная плотность e-gas равняется объёмной плотности ископаемого природного газа – то есть ниже, чем у неэтилированного бензина с высоким октановым числом. Как и в случае с природным газом, при сгорании синтетического e-gas образуется гораздо меньше CO2, чем при сгорании бензина. Применительно к проекту e-gas это означает, что выделяемое количество CO2 остаётся очень низким не только в общем масштабе («от источника энергии до колеса – well-to-wheel»), но и по содержанию в отработавших газах («от топливного бака до колеса – tank-to-wheel»). В итоге, из выхлопной трубы не выделяется ни грамма больше CO2, чем было поглощено при производстве e-gas. Иными словами, имеет место замкнутый цикл обращения CO2 – от производства топлива до его сгорания.
Высокое октановое число (примерно 130), свойственное природному метану и синтетическому топливу e-gas, способствует высокому коэффициенту сжатия в наддувном двигателе, что является залогом высокой эффективности. Как и другие модели Audi, A3 TCNG ни в коем случае не заставляет жертвовать удовольствием от вождения или повседневной практичностью. Его топливный бак, предназначенный для хранения e-gas под давлением 200 бар, обеспечивает достаточный запас хода для продолжительных поездок. Дополнительным поводом для гордости создателей Audi A3 TCNG является его бивалентная конфигурация: если запас газа в топливном баке закончился, а газозаправочной станции поблизости нет, автомобиль может продолжать движение на традиционном бензине без ущерба для ходовых качеств.
|